Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центральная основная общеобразовательная школа» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа характеризует содержание, особенности организации образовательного процесса, учитывает образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся начальной школы как фундамента всего последующего обучения.
Срок освоения программы 4 года.
Целью Программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
— обеспечить возможность получения качественного начального общего образования;
— формировать у школьников базовые предметные знания и представления о мире, обеспечивающие выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватным возрастным возможностям учащихся; формировать на основе этих знаний предметные умения, нашедшие отражение в требованиях ФГОС;
— создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития и воспитания младшего школьника;
— обеспечить условия формирования исследовательского поведения учащихся, поддержку индивидуального развития;
— развивать культуру умственного труда, навыки самообразования, самоконтроля;
— формировать основы здорового образа жизни.
Программа предусматривает достижение учащимися следующих результатов:
— личностных: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся; социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
— метапредметных: освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
— предметных: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Программа раскрывает изменения, которые произойдут на этом этапе школьного образования в организации в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.
Перестройка образовательного процесса в общеобразовательной организации подчиняется следующим принципам:
— личностно-ориентированному;
— культуросообразности;
— непрерывности и преемственности образования;
— интеграции;
— дифференциации и индивидуализации;
— фундаментальности и вариативности;
— социального партнерства и другим.
Программа состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел представлен:
— программой формирования универсальных учебных действий у учащихся на уровне начального общего образования;
— программами отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности;
— программой духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на уровне начального общего образования;
— программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
-программой коррекционной работы.
Организационный раздел содержит:
— учебный план начального общего образования;
— план внеурочной деятельности;
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход.
С учетом условий работы образовательной организации, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (начальная школа работает по учебно-методическим комплексам:«Перспективная начальная школа») в документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.
В общеобразовательной организации пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом общеобразовательной организации и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
С целью совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья в структуру программы введены учебный план и план внеурочной деятельности, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся
При конструировании плана внеурочной деятельности учитывались предложения педагогического коллектива общеобразовательной организации, учащихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и направленность организации. Школа реализует модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов общеобразовательной организации. В ее реализации принимают участие имеющиеся педагогические работники данной организации. Координирующую роль выполняет, классный руководитель.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Программа адресована учащимся 1-4-х классов и их родителям:
— для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым учащимся образовательных результатов;
педагогам:
— для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей, учащихся и возможностей для взаимодействия;
— для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Программа также адресована руководству школы:
— для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы:
— для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, руководства школы);
— для повышения объективности оценивания образовательных результатов организации в целом;
— для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.
Программа гарантирует право учащихся на образование, оптимизацию образовательного процесса, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.